Круговое движение 2025: полный разбор правил, приоритетов и сложных ситуаций.
Круговое движение: полная энциклопедия правил, маневров и ловушек на кольце
Перекресток с круговым движением — это один из самых эффективных, но в то же время стрессовых элементов городской инфраструктуры. Статистика автошкол показывает: 70% новичков боятся «колец» как огня, а 40% опытных водителей проезжают их «по памяти», игнорируя актуальные изменения в ПДД.
С 1 марта 2023 года правила проезда круговых перекрестков в России были уточнены, чтобы устранить двусмысленность. В этом расширенном руководстве мы разберем не только сухие пункты закона, но и «дорожный этикет», который поможет избежать аварий, когда другие водители ошибаются.

1. Фундамент: Кто кого пропускает в 2025 году?
Давайте закрепим главное правило, которое теперь действует однозначно. Приоритет определяется не фактом наличия круга, а знаками перед ним.
- Сценарий А (Классический): Перед кольцом висит знак 4.3 «Круговое движение» и знак 2.4 «Уступи дорогу».
- Действие: Круг — главный. Вы уступаете всем, кто уже движется по кольцу.
- Сценарий Б (Редкий): Перед кольцом висит знак 4.3 и знак 2.1 «Главная дорога» (обычно с табличкой направления).
- Действие: Вы — царь. Вы въезжаете на кольцо первым, а те, кто уже на нем (если они подъезжают со стороны второстепенной), обязаны вам уступить.
- Сценарий В (Равнозначный): Только знак 4.3 (или вообще нет знаков приоритета, но есть знак круга).
- Действие: Работает «помеха справа». Въезжающий на кольцо имеет преимущество. Те, кто на круге, тормозят и пропускают въезжающих.
Важно: Светофор всегда «старше» знаков. Если кольцо регулируемое, забудьте про знаки приоритета и смотрите на сигналы светофора.

2. Пошаговые сценарии проезда
Кольцо — это бесконечная дорога с поворотами только направо. Но ваша траектория зависит от того, куда вам нужно попасть.
Сценарий 1: Вам нужно направо (первый съезд)
Самый простой маневр.
- Займите крайнюю правую полосу еще до въезда на перекресток.
- Включите правый поворотник.
- Пропустите тех, кто на круге (если у них приоритет).
- Въезжайте на внешнее кольцо и сразу уходите на съезд.
Сценарий 2: Вам нужно прямо (второй или третий съезд)
Здесь совершается большинство ошибок.
- Въезд: Можно заезжать с любой полосы. Если кольцо многополосное (3+ полосы), лучше занять средний ряд, чтобы не мешать тем, кто уходит направо, и не толкаться с теми, кто идет на разворот.
- Движение: Двигайтесь по своей полосе.
- Подготовка к съезду: Как только вы проехали съезд, предшествующий вашему, включайте правый поворотник и перестраивайтесь в крайний правый ряд.
- Съезд: Покидаем кольцо только из правого ряда!
Сценарий 3: Вам нужно налево или на разворот
- Въезд: Лучше всего заходить с левой (внутренней) полосы.
- Движение: Сразу занимайте внутренний радиус (ближе к центру клумбы). Там спокойнее и меньше риск, что вас подрежут въезжающие.
- Маневр: Двигайтесь по внутреннему кругу до тех пор, пока не проедете съезд перед нужным вам.
- Выход: Заранее (оценив обстановку в зеркалах) перестройтесь по спирали наружу в правый ряд и съезжайте.
3. «Война поворотников»: ПДД против Реальности
Это самая горячая тема для споров. Как включать сигналы, чтобы не получить штраф и не ввести людей в заблуждение?
По букве закона (Как сдавать экзамен):
- Въезд: Всегда правый поворотник. Потому что въезд на кольцо — это технически поворот направо.
- На круге: Поворотник выключен, если вы едете по своей полосе.
- Съезд: Всегда правый поворотник.
По жизни (Как ездят опытные водители):
Многие включают левый поворотник при въезде, если планируют проехать
кольцо дальше первого съезда.
- Зачем? Это показывает другим участникам: «Я не ухожу направо сразу, я буду ехать по кругу, не выезжай передо мной».
- Опасно ли это? Инспекторы ГИБДД могут оштрафовать за «введение в заблуждение», хотя по факту это часто помогает безопасности.
- Рекомендация: Соблюдайте ПДД (правый при въезде), но если ситуация сложная, левый сигнал может спасти от ДТП, однако выключайте его сразу после въезда.
4. Трамвай на кольце: Кто кого?
Трамвайные пути могут пересекать кольцо насквозь или идти по центру. Трамвай — «тяжеловес» с особыми правами.
- При въезде: Если перед кольцом висит «Уступи дорогу», трамвай (как и вы) должен уступить тем, кто уже на кольце.
- На равнозначном кольце: Трамвай имеет преимущество перед безрельсовым транспортом всегда.
- Внутри кольца: Если вы едете по кругу, а трамвай пересекает его (и у вас, и у него равное право на движение) — трамвай имеет преимущество. Вы обязаны остановиться и пропустить вагон, пересекающий вашу траекторию.
5. Турбо-кольца: Будущее уже здесь
В крупных городах разметка на кольцах меняется на спиральную («Турбо-кольцевое пересечение»).
- Суть: Полосы сами «выдавливают» вас в нужном направлении.
- Главное правило: Смотрите на знаки 5.15 «Направление движения по полосам» перед въездом.
- На турбо-кольце часто разрешен съезд не только из правого ряда, но и из второго, если это диктует разметка и знаки. Здесь правило «съезд только направо» отменяется знаками особого предписания.
- Перестроение на самом турбо-кольце часто запрещено сплошной линией. Выбрали ряд при въезде — стойте в нем до конца.

6. ДТП на кольце: Кто виноват?
Разберем две классические аварии.
Ситуация А: «Удар в правый бок при съезде»
Водитель из среднего ряда пытается съехать с кольца, а водитель в правом ряду продолжает
ехать по кругу. Происходит удар.
- Виноват: Тот, кто съезжал из среднего ряда.
- Почему: Водитель справа ехал по своей полосе без изменения траектории. Тот, кто слева, нарушил правило перестроения и правило съезда (п. 8.5 ПДД). Аргумент «ему же надо было направо, зачем он ехал по кругу?» суды не принимают.
Ситуация Б: «Притирка при въезде»
Две машины въезжают одновременно: одна в правый ряд, другая в левый. Машина
слева режет угол и бьет правую.
- Виноват: Тот, кто не выдержал рядность. При повороте направо (въезде) нужно двигаться по возможности ближе к правому краю, если знаками не разрешено иное.
7. Золотые правила безопасности
- Не верьте чужим поворотникам. Если машина на кольце включила правый сигнал — не спешите выезжать. Водитель мог забыть его выключить или передумать. Выезжайте, только когда увидите, что колеса реально повернули на съезд.
- Крутите головой. На кольце много слепых зон. Зеркала часто врут из-за искривления траектории. Быстрый взгляд через плечо при перестроении спасет ваш бампер.
- Бойтесь фур. Длинномер не может вписаться в одну полосу кольца. Он будет занимать две. Никогда не лезьте справа или слева от фуры на повороте — ее прицеп «метет» хвостом очень сильно.
- Смотрите на пешеходов. Сразу на выезде с кольца часто находится «зебра». Выезжая с ускорением, водители часто забывают про людей. Будьте готовы тормозить сразу после съезда.
Соблюдение этих правил превратит проезд «страшного» кольца в рутинную и безопасную процедуру. Удачи на дорогах!