Какие права нужны на скутер, питбайк и квадроцикл в 2025 году: полный гид по категориям.
Права на скутер, питбайк и квадроцикл в 2025: полное руководство по категориям
Скутеры, питбайки и квадроциклы становятся всё более популярными среди городских жителей и любителей активного отдыха. Однако у многих возникает вопрос: какие права нужны, чтобы управлять этим транспортом, и есть ли особые правила для каждого вида. В этой статье подробно разберём все категории водительских удостоверений, особенности регистрации и правового регулирования для мопедов, питбайков и квадроциклов в России в 2025 году.
Права на скутер и мопед
Скутер или мопед — это двух- или трёхколёсное транспортное средство с небольшим двигателем. Согласно Правилам дорожного движения, максимальная конструктивная скорость таких машин не превышает 50 км/ч. Двигатель может быть бензиновым объёмом до 50 куб. см или электрическим мощностью от 0,25 до 4 кВт.
С 2014 года в России введена категория М, которая охватывает скутеры и мопеды с объёмом двигателя до 50 куб. см. Получить права этой категории можно с 16 лет. Для этого нужно пройти обучение в автошколе, сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД.
Если у водителя уже есть права категорий А, В или С, открывать категорию М дополнительно не требуется. Однако отметка ML в водительском удостоверении запрещает эксплуатацию мопедов и скутеров по медицинским показаниям.
Для скутеров мощностью 50–125 куб. см требуется категория А1 (с 16 лет), а для более мощных моделей — категория А (с 18 лет). Скутеры не подлежат обязательной регистрации в ГИБДД, на них не устанавливают номера и не оформляют страховку.

Права на питбайк
Питбайк — это компактный мотоцикл, предназначенный для езды по бездорожью или на специализированных трассах: автодромах, картодромах и мотошколах. По дорогам общего пользования его использовать запрещено.
Если вы катаетесь исключительно на оборудованных площадках, права на питбайк получать не нужно. Также регистрация в ГИБДД не требуется, поскольку транспорт относится к спортивному оборудованию. До места катания мототранспорт перевозят на прицепе или в кузове автомобиля.
Выезд на обычные дороги или просёлочные трассы на питбайке запрещён. Нарушителям грозит штраф от 5 до 15 тысяч рублей по статье 12.7 КоАП РФ, а транспорт могут эвакуировать на штрафстоянку.
Если владелец хочет ездить на питбайке по городским или междугородним дорогам, он должен преобразовать его в легальный мотоцикл:
- Двигатель до 50 куб. см — категория М (с 16 лет);
- Двигатель до 125 куб. см — категория А1;
- Двигатель свыше 125 куб. см — категория А (с 18 лет).
Также потребуется установка фар, поворотников, зеркал, крепления для номерного знака и прохождение технической комиссии. После этого мототранспорт регистрируют в ГИБДД и оформляют обязательное страхование ОСАГО.

Права на квадроцикл
Квадроцикл — это четырёхколёсный мотовездеход, рассчитанный на движение по бездорожью, лесным и грязевым трассам. Этот вид транспорта требует обязательной регистрации: через Гостехнадзор (с паспортом самоходной машины) или через ГИБДД, если квадроцикл имеет ПТС. Транспорт с двигателем менее 50 куб. см регистрации не подлежит, но ездить по дорогам общего пользования запрещено.
Квадроциклы различаются по объёму двигателя: 150, 250 и 500 куб. см. Средняя скорость — около 60 км/ч, но встречаются модели, способные развивать больше.
Согласно ГОСТ Р 52008-2003, для управления квадроциклом подходят следующие категории прав:
- А1 — с 16 лет, для маломощных моделей;
- А и В1 — с 18 лет, подойдут для большинства квадроциклов;
- Если есть категория А, то отметка А1 присваивается автоматически.
Для проката квадроцикла допустимы права категории В. Владельцы с правами категорий С или D не могут управлять квадроциклом без открытия подкатегории В1. Начиная с 2024 года, категория В также позволяет управлять личным квадроциклом и снегоходом. Однако на практике инспекторы часто проверяют отметку В1, поэтому при регулярной эксплуатации лучше открыть соответствующую категорию.

Важные нюансы
- Возрастные ограничения: для категории М и А1 — 16 лет, для А и В1 — 18 лет.
- Регистрация и номера: скутеры до 50 куб. см — без регистрации, питбайки и квадроциклы — по правилам ГИБДД или Гостехнадзора.
- Экипировка: обязательна для всех мотоциклов и квадроциклов — шлем, защитная одежда.
- Страховка: ОСАГО требуется для транспортных средств, которые используются на дорогах общего пользования.
- Выезд на дороги общего пользования: питбайки без регистрации — запрещён, квадроциклы до 50 куб. см — запрещён.
Советы для начинающих
- Перед покупкой мототранспорта уточните, какая категория прав у вас есть и подходит ли она для конкретного вида техники.
- Если вы планируете ездить на квадроцикле или питбайке в городе, заранее позаботьтесь о регистрации, номерах и страховке.
- Для езды по бездорожью выбирайте оборудование с малой мощностью для новичков.
- Проверяйте актуальные изменения в ПДД и ГОСТ для мототранспорта — правила могут меняться каждый год.
- Всегда используйте защитную экипировку и шлем, даже при управлении маломощным скутером.
Вывод
Скутеры, питбайки и квадроциклы — удобные и динамичные виды транспорта, но для каждого предусмотрены свои правила эксплуатации. Для маломощных скутеров достаточно категории М, для питбайков и квадроциклов с большим двигателем — А, А1 и В1. Регистрация и страхование необходимы только для транспорта, который используется на дорогах общего пользования. Соблюдение правил и наличие нужных прав не только защищает от штрафов, но и повышает безопасность водителя и окружающих.
Таким образом, перед покупкой или прокатом мотоциклетного или квадротранспортного средства важно разобраться в категории прав, регистрационных требованиях и особенностях эксплуатации, чтобы наслаждаться ездой без проблем с законом.